Эссе



Я-УЧИТЕЛЬ
Что для меня значит быть учителем? Это каждый день общаться с детьми, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится видеть мир их глазами и находить в этом радость и удовлетворение от своей работы. В моем представлении учитель – это друг и советчик детей, не дающий готовой истины, а сопровождающий и направляющий их в ее поиске. Да, очень важно, что знает и умеет ребенок сейчас. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет! Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли «звездочкой» или растворится в толпе? Поэтому главным в решении посвятить себя работе с детьми является стремление помочь своим ученикам в непростом пути их становления. При этом важно не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей; не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже труднопроходимую тропу, помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Для того, чтобы «пробудить» ученика, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство – интерес: через содержание учебного материала, через необычные формы проведения уроков, внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизненному опыту ребенка.
В то же время оптимизм, одухотворенность - необходимые ценностные качества современного учителя. Он должен верить в себя, в своих учеников, их успешность, поддерживать во всех сложных и противоречивых ситуациях. Мне самому в этом смысле очень повезло, именно таким был мой учитель истории - МОЙ ОТЕЦ! Его отличали доброта, общительность, жизнерадостность, эмоциональная открытость, способность дать своим ученикам не только знания, но и душевное тепло. Он в совершенстве знал и любил свой предмет, и эту любовь смог привить не только мне, но и всем своим ученикам, каждый свой урок стремился превратить в незабываемое и яркое событие. Он учил нас думать, спорить, совершать открытия. Другими словами, он олицетворял, на мой взгляд, образец идеального учителя. Ведь профессия педагога всегда была и останется творческой. Именно под влиянием этого Мастера я и решил поступать в педагогический институт, хотя тогда у меня, конечно, не было ощущения, что это дело всей моей жизни, а было всего лишь желание прикоснуться к мечте. Вот Вам и роль личности в истории. Моей личной.
Настоящим учителем, я считаю, может стать лишь тот, кто не просто получил диплом и пришёл работать, учить детей, а кто на собственных примерах способен воспитать в них высокие качества. Среди них, прежде всего, чувство любви к своему Отечеству. Не секрет, что многие учителя-мужчины даже не служили в Армии. Когда-то и мне закон давал такую возможность, но я ею не воспользовался, так как твёрдо был убеждён, что без службы в Армии мужчина не может полноценно занимать такую должность, как учитель, требующую от него высоких нравственных качеств. И какой бы урок мужества или классный час на подобную тему такой классный руководитель-мужчина не подготовил и не провёл, вряд ли он сможет дать ребёнку полноценный ответ на вопрос: «А Вы не служили в Армии? А почему?»..
Школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества, новых открытий и идей, там же берут начало мощные реки педагогического мастерства. В основной своей массе школьники искренне хотят учиться. Наше главное звено – урок. Не состоялся он – не состоялся учитель. Одной методикой на уроке ничего не вытянешь. Нужна душа. А у нее своя методика. По-настоящему учитель открыт только детям. Их оценка его работы важнее любых авторитетных мнений. Недаром говорят, что учитель всецело отдает себя ученикам. Они сами дают нам в руки инструмент работы с ними – общение. В процессе живого творческого общения и сотрудничества с учащимися на уроке учитель решает как образовательные, развивающие, так и воспитательные задачи. Настоящий учитель поддерживает творческую инициативу ребят, дополнив ее своей инициативой, доверием и интересом к ученику. Главное в уроке, не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение уважать детей, верить в каждого из них, быть не только наставником, но и другом.
Ощущение потока энергии, направленного на тебя, которым ты способен управлять, понимание того, что вот сейчас вместе с тобой твои ученики могут радоваться, размышлять, восхищаться, негодовать, творить, ... И все это - в твоих руках. И только от твоего профессионализма зависит, как этот спектакль под названием «урок» отзовется в детских душах, какие струны затронет. Ученики – не просто класс, это зрительный зал. Учитель - художник своего урока, сценарист, режиссёр. Бездарно срежиссированный урок способен погасить интерес к знаниям, талантливо построенный - подарить ему крылья. Однако диплом педагогического вуза - всего лишь документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду.
Образование считается одной из самых консервативных сфер общества, и, тем не менее, человечество всегда искало наиболее эффективные формы и методы обучения. Однако в погоне за инновациями, на мой взгляд, следует помнить, что метод не самоцель, а средство к лучшему достижению наиболее разумным и эффективным путём. Основная же цель - организовать учебный процесс так, чтобы у ребенка возникала потребность и возможность добывать знания. Учителю важно быть способным к импровизации, т.е. уметь быстро и верно оценить ситуацию, принять решение. Конечно, это требует постоянного анализа своей деятельности, самосовершенствования и самообразования, поэтому одним из важнейших качеств учителя является умение и желание учиться. На своих ошибках и победах, на опыте коллег, у своих учеников. Это постоянное стремление к совершенству, на мой взгляд, и отличает настоящего учителя. Он идет на урок для того, чтобы вместе со своими учениками искать лучшие методы и формы, спорить, ошибаться, совершать открытия. А если он уже все про всех знает (только так и не иначе, и не спорьте с ним!) - тут он и перестает быть учителем. Важно не принимать себя слишком всерьёз, понимая, что он может научить совсем немногому. Но в этом немногом столько разнообразного!
Если урок - это общение, а не просто работа, если это искусство, а не только учебное занятие, если это жизнь, а не часы в расписании, то спроси у себя: «Зачем иду на урок? Какую Мысль ребятам оставил? Какое Чувство пробудил? Людей или учеников видел в них? О чём думали они, слушая тебя? Может, только делали вид, будто слушали, а думали - ни о чем? Или думали о том, чего не было на уроке, и тогда, глядя на тебя, слушали себя и думали о своём? Что полезнее, важнее для них было в тот миг?»
Всякое общество начинается со школы, и ею оно заканчивается. Возвышается школа – поднимается общество. Школа – это жизнь. Великое счастье встретить учителя, который воспитывает доброту, справедливость, честность, ответственность. Великое счастье и великая ответственность– быть УЧИТЕЛЕМ!