Урок о развитии дорог и ПДД

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Лицей № 96» городского округа город Уфа

Республики Башкортостан


«История появления дорожных знаков и правил дорожного движения».


Учитель:Файзуллин Ильдар Рафакович


УФА-2017


План-конспект занятия по теме


«История появления дорожных знаков и правил дорожного движения»



Целевая аудитория: учащиеся 6 класса.

Цель занятия:

знакомство учащихся с историей появления правил дорожного движения, их развития в разных исторических периодах, влияние разныхисторических эпохи стран на совершенствования правил дорожного движения, формирование навыков работыс компьютерными тестами, осуществление самодиагностики.

Задачи:

Образовательные:

-дать учащимсязнания по истории возникновения правил дорожного движения, показывая взаимосвязь исторических событий с эволюцией развития правил дорожного движения, учить детей делать умозаключения и выводы на основании проведенных практических упражнений.

- Воспитательные:

- формировать значимые личностные качества: дисциплинированность в выполнении правил ПДД, осознанность, внимательность, необходимые юным участникам дорожного движения, формировать общую культуру поведения.

-Развивающие:

- Развивать познавательную активность, кругозор учащихся.

Формирование универсальных учебных действий учащихся:

Личностные-формированиебережного отношенияк своему здоровью и жизни, дисциплинированность, законопослушность, навыки творческого подхода к деятельности.

Познавательные-умение работать разными информационными источниками, умение делать умозаключения на основе полученного опыта.

Коммуникативные- умение работать в группе, формулировать и высказывать свои мысли.

Регулятивные-умение сверять полученные результаты с образцом и давать оценку своим знаниям.

Оборудование :

- Проектор для демонстрации презентации;

-Фликер (светоотражатель)

Дидактический материал:

- Презентация «По страницам истории возникновения правил дорожного движения».

Компьютерный тест «История правил дорожного движения».

Раздел «Основные понятия и термины правил дорожного движения».

Интернет-ресурсы:

1.Историяправил дорожного движения: http://ruspdd.ru/driverinfo/129-history-pdd

2. Правостороннее,левостороннее движение: https://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Ямская гоньба: https://ru.wikipedia.org/wiki


Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Перекличка учащихся по списку.

Объявление темы занятия:

- Сегодня наше занятиебудет посвящено истории возникновения правил дорожного движения и значения их в жизни человека.

  1. Основной этап.

1 часть занятия - «Путешествие по Древнему Риму. Знакомство с появлением ПДД». (15 минут)

Вопросы учащимся:

-Ребята, расскажите о роли правил дорожного движения.

(ответы учащихся)

-Мы так много знаем про сами правила, но не когда не задумывались о том, как они появились, и кто первый был их автором. Может из васкто-то знает, когда впервые появились правила дорожного движения?

(ответы учащихся)

-Прежде чем отправиться в путешествие по разным историческим временам предлагаю вам поиграть.

Практическая работа:

-Выходите из-за своих парт, вставайте двойками (один кладет руки на плечи другого), и бегайте по свободному месту в кабинете.

(ребята начинают бегать, сталкиваются, мешают друг другу).

Останавливаю детей и прошу подумать, как можно передвигаться по кабинету не мешая друг другу.

(Дети начинают бегать по кругу, вспоминая опытурока физкультуры).

Учащиеся подводят итог: по кругу стало двигаться комфортнее, несмотря на небольшое пространство.

Педагог: - Теперь предлагаю парамдвигаться с разной скоростью - приходим к выводу, что стало неудобно передвигаться, появились заторы.

Делаем вывод: если все двигаются по кругу в одном направлении в умеренном темпе – столкновений не происходит.

Благодарю детей и предлагаю занять свои места за партами.

-Мы с вамипродемонстрировали, как одностороннее движения в малом пространстве помогает решить проблему передвижения не только людей, но и всадников с повозками (символично ваши пары были колесницами).

Поэтому мы сейчас совершим путешествие в Древний Рим.

Ребята, когда мы говорим про Рим, какого императора вы сразу вспоминаете? Конечно - Гай Юлий Цезарь! Великий правитель и полководец. Армия Цезаря передвигалась на колесницах. Поэтому и возникла необходимость в 50 году до нашей эры усовершенствовать систему передвижения в Древнем Риме.

(Показ слайдов)

Цезарь первый ввел систему одностороннего движения, используя систему указателей и табличек с направлениями, он же назначил людей, которые будет следить за передвижением и решать конфликты на дорогах. Так же Цезарь запретил управлять колесницами женщин.

Ребята, а слышали ли вы выражение «Все дороги ведут в Рим?».

Рим находилсяна пересечении дорог со всех сторон света, ив город стекалось большое количество путешественников, торговцев, паломников. И чтобы в городе не громыхали телеги, повозки, Цезарь издал указ оставлять транспорт за пределом города.Посмотрите, каким видом транспорта пользовались знатные люди, передвигающиеся по Риму - паланкинами. Ребята, какое слово из русского языка оно вам напоминает – правильно, палатка.(Показ слайдов)

2 частьзанятия «Путешествие рыцарей по европейским дорогам».

(5-7минут)

А теперь, я предлагаю из Рима отправиться в путешествие по Европе, и узнать, как появилось понятие правостороннее движение. Наверное, вы слышали про то, что движение бывает правостороннее и левостороннее. А какое движение в нашей стране? А почему правостороннее? С чем это связано? (ответы детей)

-Давайте поиграем в рыцарей, которые ездили по дорогам.

Практическая часть:

Выстраиваю детей в два ряда, которые двигаются навстречу друг другу.

Спрашиваю: когда один рыцарь двигается навстречу другому, знает ли он онамерениях другого? (ответы детей). Поэтому, возьмите вруку воображаемый меч. В какую руку большинство людей его берет? (ответы учащихся) Правильно - в правую.

Предлагаю двигаться так, чтобы ряды детей соприкасались правыми руками, обращаю внимание детей, что они двигаются, придерживаясь левостороннего движения.

Вывод:так появилось левостороннее движение. (показ слайдов)

А как же появилось правостороннее движение?

Практическая часть: А теперь ребята, вы будете крестьянами, которые передвигаются по дороге и несут груз в мешках. Мешок закидывают обычно на правое плечо.

Ребята двигаются по кабинету, придерживаясь правостороннего движения с воображаемыми мешками за плечами, останавливаются для общения, некоторые дети пытаются управлять воображаемой повозкой, объезжать препятствие.

Обсуждаем с детьми - удобно ли было передвигаться?(показ слайдов)

После того, как рыцари перестали ездить по дорогам с оружием и подозревать в каждом врага, на дорогах стихийно стало складываться правостороннее движении. Сказалась особенность человека, что большинство людей «правши». При разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину или край дороги, натягивая сильной правой рукой вожжи, придерживая лошадей. Эта норма и закрепилась, как норма правостороннего движения. Законодательно в нашей стране правостороннее движение закрепила своим указом императрица Елизавета в 1752 году. Ее примеру последовал Наполеон, который ввел это правило сначала во Франции, а потом (по мере завоевания) и во всей Европе. (показ слайдов)

3 часть занятия - «Путешествие по дорогам Российской империи». (15 минут)

Нам необходимо закончить наше путешествие в своей стране и узнать, а как у нас обстояли дела с развитием правил дорожного движения.

Первыми, кто переместил по Руси заметное количество людей и груза вне речных «дорог», были монголы во время своего нашествия. По наследству от монголов Московской Руси достались и транспортные технологии — система «ямов», «ямская гоньба». Ям (от монг. зам - дорога, путь) - почтовые станции России XII-XVIII вв. Ямы располагались через каждые 30-100 верст, между ними в любое время года и суток передвигались гонцы с письмами и кладью. Постепенно ямы благоустраивались, обрастали поселками. (показ слайдов)

- Ребята, какое слово вам приходит на ум, когда слышите слово «яма»?

Конечно - ямщик. А кто это? (ответы детей)

(показ слайдов)

- Мы сегодня уже упоминали одного великого императора, а теперь давайте назовем великого российского императора, роль которого велика в обустройстве движения на Российских дорогах? Как вы думаете. Кто это?

Конечно, Петр Первый.

Петр 1 в 1683 г. издал указ: «Великим государем ведoмo учинилось, что многие учили ездить в санях на вожжах с бичами большими и, eдyчи пo улицам небрежно, людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить». С созданием в 1718 г. пoлицeйских органов, контроль за соблюдением установленных правил в Санкт-Пeтeрбургe был возложен на них. Следует заметить, что государство устанавливало, не только правила, но и кару за их нaрyшениe. Так, Анна Иоанновна, правящая после Петра, 9 янвaря 1730 г. прикaзaла издать указ, пo которому прeдписывала ослушников, которые не выполняли указы «бить кнутом и ссылать на каторгу».

(показ слайдов)

- Ребята, а как вы думаете, если бы сейчас также строго наказывали злостных нарушителей правил дорожного движения, повлияло это бы на дорожную обстановку? (ответы детей)

И в конце занятия информация о том, как появились правила дорожного движения в том виде, в каком мы их привыкли узнавать.

В 1909 г. в Париже собирается Мeждународнaя конференция, на которой принимается решение о единых правилах всех стран Европы.

В настоящее время, в большинстве стран мира (68) правила дорожного движения в своей основе близки, поскольку они базируются на Венской международной конвенции о дорожном движении, о дорожных знаках и сигналах 1968 года. (показ слайдов)

- Ребята, а как вы думаете, могут ли правила оставаться неизменными или они должны постоянно усовершенствоваться и обновляться? (ответы детей)

- С чем связаны такие постоянные изменения? (ответы детей - интенсивность дорожного движения)

- А какое изменение в правилах дорожного движения с июня 2015 года касается пешеходов?

(Ношение светоотражателей в темное время на загородных дорогах).

- Если у вас еще нет фликеров, то посмотрите сейчас, как они выглядят. (Демонстрация фликера).

- Ребята, в течение занятия мы узнали большое количество информации и чтобы закрепить полученные знания, вам необходимо ответим на вопросы компьютерного теста «История создания правил дорожного движения». Работать будете самостоятельно. По итогам пройденного тестасможете дать оценку своим знаниям по данной теме.

Работа с тестом. Учащиеся отвечают на задания теста. Проверка правильности ответов.

-Ребята, интересно ли было работать с тестом с тестом? Понравилась ли вам такая форма работы, когда сразу получаете честную оценку своим знаниям? Есть ли в классе дети, которые получили максимальное количество баллов? Какие вопросы вызвали у вас особенные затруднения?

(ответы детей, проработкавопросов, вызвавших затруднение).

  1. Заключительный этап занятия.

- Ребята, мы совершили небольшую экскурсию по страницам истории правил дорожного движения и узнали только их небольшую часть. Увлекательной ли была наша виртуальная экскурсия? (ответы учащихся)

Вы можете продолжить самостоятельно свои познания исторических аспектов правил дорожного движения,и изучая интернет-ресурсы дома.

В конце занятия хочу, чтобы вы ответили на мой вопрос.

Согласитесь ли вы со мной ребята, что чем больше мы узнаем об истории правил, тем больше у нас формируется интерес к изучению правил дорожного движения, а значит и к их выполнению? (ответы учащихся)

Спасибо за внимание, занятие закончено, желаю вам безопасного пути домой!